Закрытые вопросы в анкете: основные виды и особенности использования

Время на чтение: 4 минуты

Содержание

Акция!

При регистрации до 01.03.2024:

  • 500 бесплатных анкет
  • бесплатная консультация эксперта и разработка опросника
  • бесплатное оформление опроса
Получить бесплатно

Вам может быть интересно

Закрытый вопрос в анкете – это возможность получить разнообразные количественные данные. Его можно использовать для сбора демографической информации, оценки продукта и сервиса, измерения мнений, образов жизни, окружения участников опроса.

Чтобы правильно составить опросник, важно знать, что такое закрытый вопрос, и какие типы конструкций бывают. Это позволит собрать корректную маркетинговую информацию и провести объективный анализ.

Основные виды и примеры применения

Закрытые опросники предлагают респонденту уже готовые варианты ответов. Они могут быть представлены в разнообразной форме, но во всех случаях участник анкетирования не может дать свой собственный ответ, ему разрешается только выбирать необходимые определения из предложенного списка понятий.

Для эффективного применения нужно знать, каковы особенности закрытого вопроса в анкете:

  • однозначность;
  • простой дизайн;
  • легкость обработки.

Закрытые типы являются более легкими для ответа, чем открытые конструкции. Респонденту не приходиться задумываться, как сформулировать собственные мысли, нужно просто выбрать из предложенных вариантов. Поэтому опросы с готовыми ответами отлично подходят для анкетирования не слишком заинтересованной аудитории, они обеспечивают более высокий процент завершения.

Создать анкету или опрос за несколько минут

Воспользоваться анкетой, созданной экспертом-маркетологом,
или создать свой опросник
простая регистрация
готовые шаблоны и темы дизайна
удобный и функциональный конструктор
широкие возможности автоматизации
профессиональная помощь экспертов
модуль контроля качества

Закрытые опросники – это способ получить статистически значимые данные. На их основе можно строить разнообразные графики и отчеты, определять категории, к которым относятся респонденты.

Существует несколько основных разновидностей закрытых вопросов:

  • одновариантные;
  • поливариантные;
  • шкальные (рейтинговые).

В одновариантной конструкции респонденту предлагается выбрать только один вариант из списка предложенных. Это простое и понятное для понимания действие, которое позволяет получить четкий однозначный ответ. Очень часто предполагается выбор между «да» и «нет», такие конструкции называют альтернативными – к примеру, «Нравится ли вам ваша работа?».

Важно!

Одиночный выбор обычно используется в качестве фильтра для логического ветвления, чтобы определить, какой блок дальше показывать респонденту.

Поливариантные или перечневые вопросы называются так потому, что они позволяют выбрать несколько ответов из списка понятий. Например, для вопроса, «Автомобили какого цвета вам нравятся больше всего?», клиент может выбрать как один цвет, так и несколько оттенков. У многовариантных конструкций есть серьезная трудность – исследователю нужно сформулировать все возможные виды ответов, а это значит, что он должен хорошо владеть тематикой

Приведем пример закрытого вопроса в анкете, в котором не до конца определен перечень ответов. Вы задаетесь целью узнать у респондентов, как они добираются на работу, и предлагаете варианты – «общественным транспортом», «на личном авто» и «пешком». Этот список неполный, в него надо включить пункты для тех, кто ездит на работу на велосипеде, электросамокате, гироскутере или вообще работает из дома. Чтобы учесть абсолютно все варианты, уместным будет применить полуоткрытую конструкцию.

Шкалы – одни из самых популярных видов закрытых вопросов в анкете. Чаще всего используют шкалу Лайкерта, в которой можно ставить отметки в строго определенных пунктах, или скользящую шкалу, где отметка ставится в любом месте интервала.

Шкала Лайкерта применяется для изучения мнений и позиций, частоты действий, важности, обычно на ней пять точек для выбора. Скользящие шкалы предпочтительно использовать для интервального оценивания, они помогают максимально точно понять мнения аудитории. Во всех случаях на шкале должны присутствовать обозначения начальной и конечной точки, чтобы участники опроса понимали, что они означают.

Закрытые вопросы: плюсы и минусы

Использование закрытых конструкций упрощает анкетирование респондентов. Люди охотнее заполняют анкеты путем выбора нужных пунктов из списка, чем формулируют ответы самостоятельно. Полученные данные являются статистически значимыми, их легко обрабатывать и анализировать.

Если участник опроса не найдет в перечне нужный вариант, то он может поставить отметку наугад или вообще отказаться заполнять анкету. Поэтому исследователь должен приложить немало усилий, чтобы составить полный список. В сложных случаях добавьте ответ «ни один из предложенных» или задавайте полузакрытые конструкции, чтобы респондент мог написать свой вариант.

Заключение

Опросы с перечнем вариантов эффективно проводить тех ситуациях, когда нужно получить статистически значимые данные для последующей количественной оценки. Однако исследователь должен четко понимать тематику и предметную область, чтобы каждый участник опроса мог найти нужные ответы. Также важно знать преимущества и недостатки закрытых вопросов, правила их применения. В противном случае результаты будут недостоверными или ограниченными, что отрицательно скажется на проводимом исследовании и маркетинге бренда.

Вам может быть интересно