Составление анкеты для маркетингового исследования: основные ошибки и как их избежать
Содержание
Акция!
При регистрации до 23.11.2024:
- 500 бесплатных анкет
- бесплатная консультация эксперта и разработка опросника
- бесплатное оформление опроса
Вам может быть интересно
Онлайн опросы – удобный и эффективный метод проведения исследований целевой аудитории, продукта, отношения потребителей к бренду. Однако ошибки при составлении анкеты маркетингового исследования приводят к получению некачественных данных и искажению конечных выводов. В результате аномалии могут быть приняты за естественный тренд и стать причиной неправильных решений в маркетинге.
Рассмотрим, какие ошибки исследователя возможны при проведении анкетирования. Это поможет избежать проблем с заполняемостью и позволит получить достоверные данные для анализа.
Неверное применение типов вопросов
Частые ошибки постановки вопросов – неверный выбор типа. Вопросы в анкете могут быть открытыми, полуоткрытыми и закрытыми, позволять выбрать несколько ответов или только один. Важно подобрать тип в соответствии с целями и задачами исследования, учесть все возможные варианты ответов и расположить их в определенном порядке.
К примеру, вы хотите выяснить, где планируют провести летний отпуск респонденты. В этом случае ошибкой будет дать возможность выбрать только один вариант ответа:
- «на море»;
- «на даче»;
- «дома»;
- «в деревне».
В результате те, кто проводит часть отпуска на море, а вторую половину на даче, окажутся в замешательстве. А из-за отсутствия возможности вписать свой вариант в исследовании не будут учтены те, кто вообще не будет брать отпуск летом.
Создать анкету или опрос за несколько минут
или создать свой опросник
Сложная читабельность
Непродуманный дизайн ухудшает читабельность анкеты, вызывает быструю утомляемость, мешает воспринимать информацию и заполнять опросник. При визуальном оформлении страниц нельзя использовать:
- шрифты разного размера и цвета на одном экране;
- яркий отвлекающий фон;
- шрифт слишком маленького кегля;
- мелкие или смазанные картинки;
- другие элементы, ухудшающие внешний вид опросника.
Для ответов на оценочные вопросы респондентам часто предлагаются рейтинговые шкалы. Если в одном случае позитивным является максимальное значение, а в другом – минимальное, то многие участники опроса ошибутся в выборе даже при наличии инструкции. Поэтому в рамках одной анкеты не рекомендуется использовать разнонаправленные шкалы.
Некорректное формулирование
Анкетные вопросы должны быть составлены простым языком максимально четко и однозначно, нельзя смешивать в одном вопросе две смысловые части. Также не стоит употреблять слова-обобщения «всегда», «часто», «редко», «много» и прочие, которые вызывают затруднения при ответе.
Типичные ошибки в формулировке вопросов – это:
- слишком длинные и запутанные формулировки;
- редко употребляемые и сложные слова;
- слова и фразы, показывающие пристальный интерес;
- абстрактные, неопределенные, двойственные понятия.
Чтобы улучшить возвратность анкеты, удалите из формулировок лишний текст и сложные обороты. Используйте те термины, которые знакомы вашим респондентам, в противном случае вы получите ложные результаты и, возможно, сделаете неверные выводы.
Нелогичные пользовательские сценарии
К типичным ошибкам при составлении анкеты можно отнести отсутствие ветвления в опроснике. К примеру, если вы спрашиваете респондента о его статусе и предлагаете в качестве одного из вариантов ответ «безработный», то нет смысла интересоваться у этих участников размером дохода. Это вызовет сложности с ответом у респондентов и увеличит вероятность получения ошибочных данных.
Слишком длинные опросники
Частые ошибки при проведении опросов и анкетирования – желание задать наряду с главными вопросами еще несколько, которые расширят исследование или пригодятся на будущее. Однако при заполнении длинных анкет респонденты быстро устают и не доходят до конца опроса. Поэтому возьмите за правило использовать в анкете только те вопросы, которые соответствуют целям и задачам исследования.
Заключение
Возможные ошибки опросов чаще всего связаны с тем, что составители анкет недостаточно знакомы с методиками разработки опросников и не знают, как правильно сформулировать вопросы. Чтобы снизить количество ошибок и улучшить качество полученных данных, используйте примеры опросников из базы шаблонов сервиса Foquz. Образцы анкет составлены профессиональными маркетологами и содержат выверенные формулировки вопросов, что упрощает и облегчает работу по проведению анкетирования.