Составление анкеты для маркетингового исследования: основные ошибки и как их избежать
Содержание
Акция!
При регистрации до 29.07.2024:
- 500 бесплатных анкет
- бесплатная консультация эксперта и разработка опросника
- бесплатное оформление опроса
Вам может быть интересно
Онлайн опросы – удобный и эффективный метод проведения исследований целевой аудитории, продукта, отношения потребителей к бренду. Однако ошибки при составлении анкеты маркетингового исследования приводят к получению некачественных данных и искажению конечных выводов. В результате аномалии могут быть приняты за естественный тренд и стать причиной неправильных решений в маркетинге.
Рассмотрим, какие ошибки исследователя возможны при проведении анкетирования. Это поможет избежать проблем с заполняемостью и позволит получить достоверные данные для анализа.
Неверное применение типов вопросов
Частые ошибки постановки вопросов – неверный выбор типа. Вопросы в анкете могут быть открытыми, полуоткрытыми и закрытыми, позволять выбрать несколько ответов или только один. Важно подобрать тип в соответствии с целями и задачами исследования, учесть все возможные варианты ответов и расположить их в определенном порядке.
К примеру, вы хотите выяснить, где планируют провести летний отпуск респонденты. В этом случае ошибкой будет дать возможность выбрать только один вариант ответа:
- «на море»;
- «на даче»;
- «дома»;
- «в деревне».
В результате те, кто проводит часть отпуска на море, а вторую половину на даче, окажутся в замешательстве. А из-за отсутствия возможности вписать свой вариант в исследовании не будут учтены те, кто вообще не будет брать отпуск летом.
Создать анкету или опрос за несколько минут
или создать свой опросник
![](/img/topics/features/1.png)
![](/img/topics/features/2.png)
![](/img/topics/features/3.png)
![](/img/topics/features/4.png)
![](/img/topics/features/5.png)
![](/img/topics/features/6.png)
Сложная читабельность
Непродуманный дизайн ухудшает читабельность анкеты, вызывает быструю утомляемость, мешает воспринимать информацию и заполнять опросник. При визуальном оформлении страниц нельзя использовать:
- шрифты разного размера и цвета на одном экране;
- яркий отвлекающий фон;
- шрифт слишком маленького кегля;
- мелкие или смазанные картинки;
- другие элементы, ухудшающие внешний вид опросника.
Для ответов на оценочные вопросы респондентам часто предлагаются рейтинговые шкалы. Если в одном случае позитивным является максимальное значение, а в другом – минимальное, то многие участники опроса ошибутся в выборе даже при наличии инструкции. Поэтому в рамках одной анкеты не рекомендуется использовать разнонаправленные шкалы.
Некорректное формулирование
Анкетные вопросы должны быть составлены простым языком максимально четко и однозначно, нельзя смешивать в одном вопросе две смысловые части. Также не стоит употреблять слова-обобщения «всегда», «часто», «редко», «много» и прочие, которые вызывают затруднения при ответе.
Типичные ошибки в формулировке вопросов – это:
- слишком длинные и запутанные формулировки;
- редко употребляемые и сложные слова;
- слова и фразы, показывающие пристальный интерес;
- абстрактные, неопределенные, двойственные понятия.
Чтобы улучшить возвратность анкеты, удалите из формулировок лишний текст и сложные обороты. Используйте те термины, которые знакомы вашим респондентам, в противном случае вы получите ложные результаты и, возможно, сделаете неверные выводы.
Нелогичные пользовательские сценарии
К типичным ошибкам при составлении анкеты можно отнести отсутствие ветвления в опроснике. К примеру, если вы спрашиваете респондента о его статусе и предлагаете в качестве одного из вариантов ответ «безработный», то нет смысла интересоваться у этих участников размером дохода. Это вызовет сложности с ответом у респондентов и увеличит вероятность получения ошибочных данных.
Слишком длинные опросники
Частые ошибки при проведении опросов и анкетирования – желание задать наряду с главными вопросами еще несколько, которые расширят исследование или пригодятся на будущее. Однако при заполнении длинных анкет респонденты быстро устают и не доходят до конца опроса. Поэтому возьмите за правило использовать в анкете только те вопросы, которые соответствуют целям и задачам исследования.
Заключение
Возможные ошибки опросов чаще всего связаны с тем, что составители анкет недостаточно знакомы с методиками разработки опросников и не знают, как правильно сформулировать вопросы. Чтобы снизить количество ошибок и улучшить качество полученных данных, используйте примеры опросников из базы шаблонов сервиса Foquz. Образцы анкет составлены профессиональными маркетологами и содержат выверенные формулировки вопросов, что упрощает и облегчает работу по проведению анкетирования.