Составление анкеты для маркетингового исследования: основные ошибки и как их избежать

Время на чтение: 2 минуты

Содержание

Акция!

При регистрации до 29.04.2024:

  • 500 бесплатных анкет
  • бесплатная консультация эксперта и разработка опросника
  • бесплатное оформление опроса
Получить бесплатно

Вам может быть интересно

Онлайн опросы – удобный и эффективный метод проведения исследований целевой аудитории, продукта, отношения потребителей к бренду. Однако ошибки при составлении анкеты маркетингового исследования приводят к получению некачественных данных и искажению конечных выводов. В результате аномалии могут быть приняты за естественный тренд и стать причиной неправильных решений в маркетинге.

Рассмотрим, какие ошибки исследователя возможны при проведении анкетирования. Это поможет избежать проблем с заполняемостью и позволит получить достоверные данные для анализа.

Неверное применение типов вопросов

Частые ошибки постановки вопросов – неверный выбор типа. Вопросы в анкете могут быть открытыми, полуоткрытыми и закрытыми, позволять выбрать несколько ответов или только один. Важно подобрать тип в соответствии с целями и задачами исследования, учесть все возможные варианты ответов и расположить их в определенном порядке.

К примеру, вы хотите выяснить, где планируют провести летний отпуск респонденты. В этом случае ошибкой будет дать возможность выбрать только один вариант ответа:

  • «на море»;
  • «на даче»;
  • «дома»;
  • «в деревне».

В результате те, кто проводит часть отпуска на море, а вторую половину на даче, окажутся в замешательстве. А из-за отсутствия возможности вписать свой вариант в исследовании не будут учтены те, кто вообще не будет брать отпуск летом.

Создать анкету или опрос за несколько минут

Воспользоваться анкетой, созданной экспертом-маркетологом,
или создать свой опросник
простая регистрация
готовые шаблоны и темы дизайна
удобный и функциональный конструктор
широкие возможности автоматизации
профессиональная помощь экспертов
модуль контроля качества

Сложная читабельность

Непродуманный дизайн ухудшает читабельность анкеты, вызывает быструю утомляемость, мешает воспринимать информацию и заполнять опросник. При визуальном оформлении страниц нельзя использовать:

  • шрифты разного размера и цвета на одном экране;
  • яркий отвлекающий фон;
  • шрифт слишком маленького кегля;
  • мелкие или смазанные картинки;
  • другие элементы, ухудшающие внешний вид опросника.

Для ответов на оценочные вопросы респондентам часто предлагаются рейтинговые шкалы. Если в одном случае позитивным является максимальное значение, а в другом – минимальное, то многие участники опроса ошибутся в выборе даже при наличии инструкции. Поэтому в рамках одной анкеты не рекомендуется использовать разнонаправленные шкалы.

Некорректное формулирование

Анкетные вопросы должны быть составлены простым языком максимально четко и однозначно, нельзя смешивать в одном вопросе две смысловые части. Также не стоит употреблять слова-обобщения «всегда», «часто», «редко», «много» и прочие, которые вызывают затруднения при ответе.

Типичные ошибки в формулировке вопросов – это:

  • слишком длинные и запутанные формулировки;
  • редко употребляемые и сложные слова;
  • слова и фразы, показывающие пристальный интерес;
  • абстрактные, неопределенные, двойственные понятия.

Чтобы улучшить возвратность анкеты, удалите из формулировок лишний текст и сложные обороты. Используйте те термины, которые знакомы вашим респондентам, в противном случае вы получите ложные результаты и, возможно, сделаете неверные выводы.

Нелогичные пользовательские сценарии

К типичным ошибкам при составлении анкеты можно отнести отсутствие ветвления в опроснике. К примеру, если вы спрашиваете респондента о его статусе и предлагаете в качестве одного из вариантов ответ «безработный», то нет смысла интересоваться у этих участников размером дохода. Это вызовет сложности с ответом у респондентов и увеличит вероятность получения ошибочных данных.

Слишком длинные опросники

Частые ошибки при проведении опросов и анкетирования – желание задать наряду с главными вопросами еще несколько, которые расширят исследование или пригодятся на будущее. Однако при заполнении длинных анкет респонденты быстро устают и не доходят до конца опроса. Поэтому возьмите за правило использовать в анкете только те вопросы, которые соответствуют целям и задачам исследования.

Заключение

Возможные ошибки опросов чаще всего связаны с тем, что составители анкет недостаточно знакомы с методиками разработки опросников и не знают, как правильно сформулировать вопросы. Чтобы снизить количество ошибок и улучшить качество полученных данных, используйте примеры опросников из базы шаблонов сервиса Foquz. Образцы анкет составлены профессиональными маркетологами и содержат выверенные формулировки вопросов, что упрощает и облегчает работу по проведению анкетирования.

Вам может быть интересно